Сначала процитируем основоположников современного органолептического анализа медов Мишеля Гонне и Габриэля Ваша из их статьи опубликованной на русском языке издательством Апимондия, Бухарест, 1982: «Нами разработана техника дегустации и определены сенсорные критерии, позволяющие более точное оценивание качества определённого сорта мёда. При этой технике подвергают анализу 30-40 г мёда, находящегося в стеклянном сосуде. Выбор сосуда играет очень важную роль. Мы выбрали бокал в виде шара: округленная форма чаши бокала способствует скоплению летучих ароматов, содержащихся в мёде.»
Именно поэтому в 2010 году на курсах в Новосибирске организованных АНО НПЦ «Мелитей» под руководством Ивашевской Е.Б., Мария Лючия Пиано рекомендовала для дегустации медов, в том числе кристаллизованных, винный бокал.
Мария Лючия Пиана
На наш взгляд это было поспешное решение, прежде всего, потому что консистенции медов и вин значительно различаются. Меды не так активно реагируют с кислородом, как жидкое вино, которое для увеличения аэрации и отделения летучих ароматических веществ принято вращать в бокале. Для медов больше подойдёт стеклянная банка с ссужающейся горловиной для концентрации менее интенсивного, чем в винах ароматического потока. А накапливать объём летучих перед ольфакторным анализом позволяет закручивающееся крышка.
Чертёж конкурсной банки
Мы предлагаем для дегустации медов использовать банку из белого прозрачного стекла с диаметральным размером 50 мм, который позволяет различать широкую гамму цветов мёда. При этом в банке может находится оптимальное количество мёда весом 100 грамм. Компактные размеры сосуда для дегустаций позволяют комфортно работать с ним испытателям медов и хранить коллекции выдающихся медов.
Конкурсная банка