Последние годы всё пчеловодческое сообщество испытывает трудности с продажей медов. При этом наши наблюдения показывают, что многие переработчики медов всё с бо̒льшим удовольствием продают варенья. Вроде всё понятно – фасовочное оборудование есть, персонал обучен, каналы сбыта налажены. Да ещё все пчеловоды как один рассказывают при каждом удобном случае, что на полках магазинов (маркетплейсов) — сплошной фальсификат, и наши средства массовой информации с удовольствием тиражируют этот нарратив. Самые безобидные цифры в этих статьях: на полке магазина 70 % фальсифицированных медов. Правда, потом мелкими буквами уточняют, что 60-80 % от этого количества — это купажированные меды. Конечно же, фальсификаты там присутствуют, по нашей оценке, в пределах 10 %. Но в целом это ситуацию не меняет.
Что же происходит далее? Всё просто: покупателю приходится выбирать на полке магазина (маркетплейса) из двух зол: «фальсифицированный» мёд или честное варенье. Думается, выбор очевиден… И наш покупатель всё реже обращает свой взор в сторону честного мёда – ведь это экзотика! Где его взять, этого суперпчеловода, которому можно доверять? Казалось бы, ярмарки могут решить проблему прямого общения пчеловода и покупателя. Но молодое поколения выбирает «Самокат». Слишком хлопотно самому ехать на пасеку и покупать мёд прямо из улья! Чем всё это заканчивается? В первую очередь тем, что цена на мёд не растёт уже много лет. Переработчики медов, как главные поставщики продукции в супермаркеты, стремясь снизить себестоимость, без раздумий купажируют наши меды, а попутно — увеличивают полки «честного» варенья. Казалось бы, круг замкнулся…
Но ведь мы, пчеловоды, не можем оставить любимое дело! Поэтому предлагаем всем заинтересованным в развитии пчеловодства:
1. Перестать использовать в целях продвижения собственной продукции безосновательное утверждение, что все меды на полках магазина — это фальсификат;
2. Создавать объединения честных, ответственных пчеловодов для совместного продвижения своей продукции;
3. Активно участвовать во всех возможных формах популяризации продуктов пчеловодства, как самого лучшего средства поддерживать своё здоровье, на достойном уровне;
4. В рамках общественных пчеловодческих организаций продолжать работу по законодательному запрету появления фальсифицированных медов на полках, а самому термину — на страницах средств массовой информации.